Дирижёры Мариинского театра
1917—1967
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
До сих пор мы говорили преимущественно об оперных дирижерах, попутно характеризуя и их деятельность в области балетной дирижерской практики (Дранишников, Хайкин и др.). Однако в театре работал ряд дирижеров, специализировавшихся в балетном жанре.
Кировский театр имеет давние, прочно сложившиеся балетные традиции. Многие из его балетных постановок принадлежат к высочайшим художественным достижениям не только со стороны блестящих исполнителей, но являются шедеврами дирижерского искусства. Именно в недрах театра, еще в эпоху Петипа — Направника, наметилась органическая связь хореографии с музыкой и встала во всю ширь проблема симфонизации балета.
В предреволюционный период основным дирижером по 1919 год в балете был Р. Дриго (1846—1930). Автор балетных произведений, Дриго великолепно ощущал стихию танца и сообщал оркестру изумительную пластичность, легкость, танцевальную гибкость ритмов. Дриго воспитывался в «дансантных балетах», царивших в XIX веке. Однако он стал свидетелем рождения балета нового типа, с цельной музыкально-хореографической драматургией. Русский балет на его глазах прошел преобразовательный период, вызванный появлением произведений Чайковского, Глазунова, и с удивительной гибкостью подлинного музыканта-художника Дриго сумел органически усвоить эти новые веяния.
Уже после отъезда Дриго, в театре пошли балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица»), потребовавшие симфонического переосмысления дирижерских приемов. Это и было произведено Купером, взявшим на себя руководство спектаклями.
После отъезда за рубеж Дриго, Купера, особенно крупную роль в качестве балетного дирижера театра в 20-е годы сыграл Александр Васильевич Гаук.
Гаук работал в театре с 1924 по 1931 год. Характеризуя его деятельность в балете, Богданов-Березовский пишет: «Преобладающие индивидуальные черты исполнительского искусства Гаука — интеллектуальность, иногда даже некоторая рассудочность общего, всесторонне продуманного плана исполнения, точность и четкость в выполнении указаний, содержащихся в партитуре, и при всем том значительный артистический темперамент. Работа Гаука в балете способствовала сохранению и упрочению музыкальной культуры всего хореографического коллектива театра». (В. Богданов-Березовский. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, стр. 72.)
В другой своей книге Богданов-Березовский так определяет значение деятельности Гаука и Дранишникова в балете: «В. А. Дранишников и А. В. Гаук, первые советские дирижеры, выросшие в коллективе Академического театра оперы и балета, еще до Мравинского нащупывали методы и приемы драматургически осмысленной, концепционной трактовки балетов Чайковского, и это было важным музыкальным завоеванием первых лет существования советского балета». (В. Богданов-Березовский. Советский дирижер, стр. 52.)
В 20-е годы Гаук, подобно Дранишникову, был самозабвенно увлечен новыми течениями в музыкальном искусстве. Это с его активным участием рождались на сцене ГАТОБа «Пульчинелла» (1926) и «Байка про лису» (1927) И. Стравинского. Гаук дирижировал балетами Шостаковича «Золотой век» и «Болт», появившимися на рубеже 20—30-х гг. Как ни оценивать сейчас эти балеты, но они требовали виртуозной дирижерской техники и огромного проникновения в новые, непривычные формы балетной музыки.
Гаук с блеском раскрывал характеристические, гротесковые стороны произведений Стравинского и Шостаковича, великолепно чувствовал жестковатую линеаристику и «урбанистическую» моторику, наличествующие в этих сочинениях, мастерски подчеркивал их буффонность, нарочитую грубость или сатирическое осмеяние мещанской обывательской пошлости, «банальных» образов («Золотой век» и «Болт»). Гаук охотно участвовал и в экспериментаторских опытах балетмейстера Ф. Лопухова по переделке классических балетов Чайковского («Щелкунчик» — 1929 г.). Он «переболел» всеми крайними тенденциями «современничества».
Л. Н. Раабен. «Дирижеры», 1967 год