На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Оперные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

В середине 20-х годов начался новый этап в жизни театра — складывалось крепкое художественное руководство, отчетливыми становились поиски современного репертуара. Руководителем оперы фактически был дирижер В. Дранишников, работавший с постоянным постановочным коллективом — режиссером С. Радловым и художником В. Дмитриевым. Ими были осуществлены лучшие спектакли второй половины 20-х годов. С 1929 года художественным руководителем театра стал С. Радлов.

Театр усиленно ищет новые произведения, отвечающие современной эпохе. Не обошлось и без курьезов: руководитель студии «Мамонт» (Мастерская монументального театра) режиссер Н. Виноградов сделал попытку приспособить музыку «Гугенотов» Мейербера к новому либретто на сюжет восстания декабристов; постановка так и не увидела света рампы (в отличие от поставленной Виноградовым в Малом оперном театре в 1924 г. оперы «В борьбе за Коммуну» на музыку «Флории Тоски» Пуччини).

В поисках современных опер театр обращается к крупнейшему зарубежному композитору — Рихарду Штраусу: в 1924 году была поставлена его музыкальная драма «Саломея», через четыре года — комическая, в традициях Моцарта, опера «Кавалер роз». Постановка первой из них запомнилась надолго благодаря высокому музыкальному уровню (дирижер В. Дранишников) и яркости воплощения основных партий: принцессы Саломеи, обуреваемой неистовой страстью (ее исполняли певица В. Павловская и балерина М. Макарова), жестокого и развращенного царя Ирода (И. Ершов), сурового, непреклонного пророка Иоканаана (П. Андреев). Особенно потрясал Ирод: «Страшно становилось, когда, как бы убегая от самого себя, Ершов, цепкими пальцами, по-бабьи, подняв полу хитона, взбирался по лестнице и голосом, сдавленным от ужаса перед собственным злодеянием, бросал своим слугам: «Убейте эту женщину»! (И. В Ершов, стр. 99.) Постановка второй оперы Штрауса — «Кавалер роз» — оказалась недолговечной.

Театр обращается и к новейшим операм зарубежных композиторов. Здесь также успех чередовался с поражениями.

Неудачу постановки оперы Ф. Шрекера «Дальний звон» (1925) предопределили слабость либретто и музыки. Вершиной исканий театра в области современной зарубежной оперы была экспрессионистская драма Альбана Берга «Воццек» (1927). Освоение его нового, необычного стиля потребовало колоссальной подготовительной работы с певцами. Под руководством дирижера В. Дранишникова и режиссера С. Радлова они успешно справились с трудностями. Были и вокальные, и актерские удачи, особенно у В. Павловской, создавшей правдивый образ Марии — жены забитого солдата Воццека. Оригинальностью и лаконизмом отличалось режиссерское решение оперы. Однако необходимость многократных репетиций перед каждым спектаклем для поддержания достигнутого уровня не позволяла исполнять «Воццека» часто — за 2 года он был показан всего 5 раз.

С 1925 года на сцене театра начали появляться оперы советских композиторов. Первая удача пришла в комедийном жанре. Поставленная С. Радловым опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926) пользовалась редким успехом у публики. «Мы давно не слыхали в нашей опере такого искреннего смеха, такого неподдельного восторга, таких оваций, не видели такого красочного, веселого, захватывающего спектакля» («Рабочий и театр», 1926, № 8.). Этому способствовало музыкальное руководство В. Дранишникова и увлеченность основных исполнителей (в роли Труффальдино — «человека, умеющего смешить» — с пылом молодости выступил 59-летний Ершов). О популярности оперы свидетельствовало следующее объявление в журнале «Ввиду значительности интереса, вызванного постановкой оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева,— в частности, у детской аудитории,— эта опера будет дана, не в счет абонемента, в утреннем спектакле» («Жизнь искусства», 1926, № 12.). В 1926 году этот спектакль занял первое место по числу представлений и посещаемости (он прошел 26 раз) и ставился вплоть до 1929 года.

В план театра входила работа и над другими операми Прокофьева. В январе 1929 года В. Мейерхольд собирался ставить «Игрока», два последних акта которого были переработаны по заданию театра. Однако ни этой постановке, ни намечаемым премьерам произведений И. Стравинского «История солдата» и «Свадебка» не суждено было осуществиться: резкие критические статьи в газетах, направленные против «современничества», заставили руководство театра на долгие годы отказаться от постановок современных зарубежных опер.

А. К. Кенигсберг. «На оперной сцене», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →