На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Оперные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

В годы Великой Отечественной войны театр имени Кирова с честью выдержал тяжелые испытания. А их было немало и для основного коллектива, который эвакуировался в Пермь, и для той небольшой части труппы, что осталась в блокированном Ленинграде.

С первых же дней войны вместе со всеми ленинградцами работники театра включились в общее патриотическое движение помощи фронту: принимали участие в сооружении оборонительных рубежей, в противовоздушной обороне города, а некоторые ушли в ряды народного ополчения — среди них заведующий литературной частью театра, молодой музыковед Н. Шастин, погибший в первые дни войны. Мастерские театра изготовляли заказы для фронта — маскировочные сетки, причем в этой работе участвовали и солисты оперы. Велась большая военно-шефская работа на призывных пунктах, в воинских частях. За два месяца (до эвакуации в Пермь) было дано 350 шефских концертов.

С июля началась подготовка к новому сезону — выбирались те оперы из текущего репертуара, которые соответствовали обстановке военного времени. Открыть сезон предполагалось «Иваном Сусаниным», затем возобновить «В бурю» Т. Хренникова и показать в переработанном виде «Щорса» Г. Фарди. Готовилась к постановке еще одна опера на историческую тему, перекликавшаяся с современностью: Г. Попов в контакте с театром работал над оперой «Александр Невский». Однако война спутала все планы: 19 августа 1941 года эшелон из 86 вагонов увез в Пермь три с половиной тысячи работников Кировского театра и членов их семей, бутафорию, костюмы, ноты, театральное оборудование.

Кировский театр прибыл в Пермь 29 августа. А через две недели, 13 сентября, оперой «Иван Сусанин» открылся новый, 81-й сезон. Он начался в непривычных условиях. За две недели надо было расселить огромный коллектив в городе, переполненном эвакуированными. Для этого использовались общежития, клубы, частные квартиры. Необходимо было переоборудовать небольшое помещение местного театра. Уже первый спектакль прошел с большим успехом, несмотря на непривычную обстановку: «Иван Сусанин», рассчитанный на огромную сцену Кировского театра, нужно было уместить на значительно меньшей площадке. Декорации пришлось подбирать, а частично наскоро писать по сохранившимся эскизам Ф. Федоровского, применительно к размерам театра. Исполнителям было тесно, привычный рисунок мизансцен ломался. Особенно пострадали балетные номера, рассчитанные на иные масштабы. И все же спектакль не потерял своих достоинств: превосходно звучал оркестр, а патриотическая тема бессмертного произведения Глинки воспринималась не как историческое «вчера», а как тревожное и близкое «сегодня».

Ленинградцы оказывали большую помощь местным творческим организациям. Уже через несколько лет после войны Пермский театр выдвинулся в число лучших периферийных оперных театров Российской федерации, и контакты с Кировским театром сыграли в этом быстром росте немалую роль. Это подтвердили гастроли Пермского театра в Ленинграде в 1956 году, готовясь к которым, пермяки писали: «Замечательное мастерство ленинградских дирижеров, режиссеров, солистов, коллективов балета, оркестра и хора служило примером для работников Пермского театра оперы и балета, начинавших в 1945 году новую страницу своей творческой биографии».

Кировский театр пробыл в Перми 2 года 9 месяцев и провел там три сезона. Первый сезон не содержал премьер — были показаны старые спектакли, приспособленные к новым условиям. Основной заботой всего оперного коллектива и главного дирижера А. Пазовского было поддержание этих спектаклей на прежнем высоком, подлинно академическом уровне. Откликом на военные события являлись театрализованные концерты к праздничным дням. Первый нз них состоялся в XXIV годовщину Красной Армии. Прозвучали героические песни, созданные в годы войны Хренниковым, Соловьевым-Седым, Ковалем, Белым, Дунаевским, Прицкером, Фарди. Второй концерт назывался «Героическое прошлое русского народа» и был приурочен к празднику 1 мая. Торжественно прозвучала увертюра Чайковского «1812 год», арии из опер и ораторий советских композиторов: монолог Пугачева пз оратории Коваля «Емельян Пугачев», монолог Дмитрия Донского и каватина Невесты из симфонии-кантаты Шапорина «На поле Куликовом», монолог Павла из оперы Желобинского «Мать», ария Матюшенко из оперы Чишко «Броненосец "Потемкин"». Здесь впервые была исполнена кантата Попова «Александр Невский», составленная из фрагментов оперы, задуманной композитором совместно с театром.

Но к XXV годовщине Октября театр уже сумел поставить новую советскую оперу — «Емельян Пугачев» М. Коваля. Окончательная редакция создавалась под руководством Пазовского. Постановка была осуществлена в небывало короткий срок, но отличалась редкой слаженностью. Яркость спектакля, осуществленного режиссером Л. Баратовым и художником Ф. Федоровским, высокий музыкальный уровень постановки сгладили шероховатости в либретто и музыке оперы Коваля. Общественность высоко оценила работу театра, отдав должное патриотическому подъему всего коллектива, упорно продолжавшему в трудных военных условиях пропагандировать новые советские произведения. Однако опера недолго удержалась в репертуаре: в Перми она прошла 41 раз, а по возвращении в Ленинград была показана всего лишь 8 раз.

Через год, в декабре 1943 года, состоялась новая премьера — к предстоящему 100-летию со дня рождения Римского-Корсакова той же постановочной бригадой был осуществлен спектакль «Ночь перед рождеством». Эта постановка продолжала другую важнейшую линию театра, начатую «Чародейкой» — возрождение забытых русских классических онер, не имевших прочных исполнительских традиций. В годы Великой Отечественной войны русская классика по-особому воспринималась и исполнителями и слушателями, обостряя чувство любви к родной стране, к ее прошлому.

Кроме двух новых постановок, в Перми театр показал еще 14 опер из репертуара прошлых лет. Это были тоже своего рода премьеры, требовавшие тщательной работы артистов и большой выдумки режиссеров. Здесь преобладали русские оперы: «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Русалка», «Дубровский», «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Последняя выдержала наибольшее количество представлений — 101! Из советских опер шли «В бурю» Хренникова и «Щорс» Фарди. Зарубежная опера была представлена лишь произведениями трех итальянских и французских композиторов — «Травиата», «Риголетто», «Аида» Верди, «Фауст» Гуно и «Вертер» Массне.

А. К. Кенигсберг. «На оперной сцене», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →