На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Оперные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

Кроме большой работы на оперной сцене, артисты театра за годы эвакуации дали несколько тысяч концертов на предприятиях, в воинских частях, колхозах, госпиталях. На заводах выступали специальные концертные бригады с поэтами и композиторами, которые создавали песни на современные темы, о героях труда. В январе 1942 года первая концертная бригада выехала на фронт; к концу войны их число достигло 30. Артисты выступали на Ленинградском, Волховском, Калининском, Ржевском фронтах, в Кронштадте и в самом Ленинграде (в 1942 году сюда прилетела большая бригада, в составе которой были певцы Б. Фрейдков, А. Лазовская, В. Тихий).

Оставшаяся в блокированном Ленинграде группа артистов театра продолжала активную работу. В филиале Кировского театра на Петроградской стороне, под ежедневными бомбежками и артобстрелами, в условиях усиливающегося голода, испытывая постоянные трудности с отоплением, освещением и транспортом, небольшая труппа с начала ноября 1941 года работала над операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Травиата». В нее входили П. Андреев, С. Преображенская, С. Мигай, Н. Вельтер, Р. Горская, К. Кузнецова, И. Нечаев, Н. Болотина, П. Болотин, В. Легков и др. 21 ноября состоялся первый спектакль — «Евгении Онегин» Чайковского.

Вот как вспоминал о нем исполнитель роли Ленского И. Нечаев: «Большой зрительный зал был переполнен: и мы, и публика видели в самом факте появления афиш оперных спектаклей символ упорства ленинградцев, доказательство нежелания сдаваться перед трудностями, свидетельство нашей общей готовности к сопротивлению и веры в победу. Зритель пришел в театр, несмотря на то, что ходить по улицам было опасно, что из-за тревоги можно было вместо театра просидеть где-нибудь под воротами весь вечер, что та же тревога могла прервать спектакль и не позволить довести его до конца. Для нас, исполнителей, этот спектакль был волнующей премьерой, пели мы его с большим воодушевлением, тем более, что он транслировался по радио и тысячи ленинградцев слушали его у себя дома и на фронте. Во время действия начался артиллерийский обстрел района: в паузах мы отчетливо слышали недалекие разрывы снарядов... В зале было холодно, сидели в пальто и галошах. И все же до конца спектакля не расходился никто, а когда опустился занавес, нам устроили горячую овацию... Это была большая духовная победа, и сознание ее заставляло забывать об опасностях и невзгодах» (См.: Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Л., 1948, стр. 60.).

22 и 24 ноября была показана «Травиата» Верди, однако затем спектакли пришлось прекратить. И оперные артисты, вместе с артистами балета и драмы, выступали в воинских частях, госпиталях, на кораблях. Весной 1942 года вновь был поднят вопрос об организации оперной труппы. Создание ее встретилось с еще большими трудностями — часть артистов была вывезена из Ленинграда, часть умерла в первую блокадную зиму, другие находились в тяжелом состоянии. А ведь надо было еще собрать хор и оркестр, найти рабочих сцены, костюмеров, декораторов. В августе в Большом зале филармонии был показан монтаж сцен из «Кармен» Бизе (их объединяло чтение фрагментов из повести Мериме). А к XXV годовщине Октября, когда в Перми состоялась премьера оперы «Емельян Пугачев», в блокадном Ленинграде в помещении Театра комедии на Невском проспекте спектаклем «Евгений Онегин» под управлением К. Элиасберга открылся Ленинградский городской театр. Труппа была составлена из артистов Кировского и Малого оперного театров, студентов старших курсов консерватории, участников Ансамбля песни и пляски Ленинградского фронта. Во главе ее стоял певец И. Нечаев, режиссерским управлением заведовал певец Н. Куклин, постановочной частью — художник Г. Цорн.

15 марта 1943 года состоялась следующая оперная премьера — «Пиковая дама» Чайковского. Режиссером выступила певица Н. Вельтер, исполнившая также роль Графини, дирижировал К. Элиасберг. Было подготовлено несколько составов исполнителей, отличавшихся яркой творческой индивидуальностью: Лизу пели К. Кузнецова и Н. Болотина, Графиню — С. Преображенская и Н. Вельтер, Томского — П. Андреев и П. Болотин, Елецкого — В. Легков и Я. Соколов; в роли Германа выступил молодой артист В. Сорочинский, обративший на себя внимание еще в предвоенный период. За годы блокады «Пиковая дама» прошла 29 раз, «Евгений Онегин» — 40, а последняя работа театра — «Травиата» — 12. Всего состоялся 81 спектакль, а число концертов (вместе с балетными) перевалило за 3 тысячи.

Руководитель труппы И. Нечаев писал: «Зритель охотно шел на спектакли. Через два часа после того как билеты поступали в продажу, их в кассе уже не оставалось, а вокруг небольшой брони, которая оставлялась на всякий случай, происходила форменная борьба между фронтовиками, приезжавшими на несколько часов в город и просившими дать им возможность провести вечер в театре. Многие из них были в Ленинграде впервые, и через наш коллектив они знакомились с культурой ленинградского оперного театра. Это обязывало нас держать наши рядовые спектакли на предельно высоком, в существовавших условиях, уровне» (Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны, стр. 518.).

А. К. Кенигсберг. «На оперной сцене», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →