Балетные спектакли Мариинского театра
1917—1967
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22
В 1957 году был создан еще один спектакль, покоривший зрителей с вечера премьеры и любимый до наших дней, это — «Каменный цветок». Судьба последнего созданного Прокофьевым балета поначалу была несчастливой. Поставленный в 1954 году в Москве, он не произвел должного впечатления на публику и не надолго сохранился в репертуаре. Постановочный план, предложенный начинающим тогда балетмейстером Ю. Григоровичем, был одобрен руководством Театра имени Кирова, решившим поручить молодому еще балетмейстеру столь ответственный (Прокофьев!) спектакль. «Малахитовая шкатулка» Бажова наполнилась поразительным богатством музыки, порожденной реальными и фантастическими образами стародавних сказов уральских камнерезов.
И среди них — ослепительное видение — Медной горы хозяйка. Охраняя свои подземные богатства, властительница Медной горы, то устрашающе прекрасная женщина, то малахитовая — зеленая с чернью — ящерица, открывающая тайну каменного цветка человеку, бескорыстно, всем сердцем любящему Красоту. Ей ненавистен Северьян, по-приказчичьи тянущий жадные лапы к сокровищам, посягающий и на труд Данилы и на честь Катерины. Рядом с сверкающей красой Хозяйки красота суженой Данилы — Катерины кажется блеклой. Но это — пока не вглядишься в ее ясные, строгие глаза, в гордую, целомудренную стать, в покой и доброту, излучаемые каждым ее неторопливым словом — движением. Такой и запечатлела ее И. Колпакова, доброй, чистосердечной, любящей подругой, русской женщиной уральских сказов. И никакие соблазны изумрудной ящерицы не в силах отдалить Данилу от Катерины, замутить его душу, где неотступно живет виденье Цветка.
Юрий Григорович глубоко проник в музыку. Он понял симфонизм прокофьевской балетной партитуры с ее поразительным сплетением звуковых потоков, насыщенных образностью, характеристиками, слушая которые ясно видишь пластические образы во всех деталях. Музыка стала для Григоровича магическим кристаллом, сквозь грани которого преломился весь зримый мир балетного действия, все свойства и особенности героев поэтических сказов Бажова.
«Каменный цветок» — спектакль поразительный. В нем — что ни роль, то творческая радость удачи. Как Макаров с первого прослушивания «Спартака» мог сказать о главном герое — «моя роль», так и А. Осипенко могла сказать о Медной горы хозяйке. Гибкая, мгновенно откликающаяся на еле уловимое изменение дыхания оркестра, на необычные сочетания страсти, холода, ревности ее героини, раскрывающая в танце полную меру боли и горечи отвергнутой человеком властительницы сказочных сокровищ,— такой предстала перед зрителями А. Осипенко. Рядом с ней А. Грибов — Данила, околдованный одной мечтой о каменном цветке, которую не в силах вытеснить даже любовь к Катерине. Танцевальный текст его роли сравнительно невелик и уж, во всяком случае, не ярок. Более того, поначалу Данила кажется «тяжелодумом», но с каждым явлением все отчетливей становится основная черта его душевного облика — одержимость и чистота. В памяти зрителей запечатлевается резкий, весь в изломах, как бы иглой графика прочерченный, почти без градаций светотеней — образ Северьяна в исполнении А. Гридина и И. Бельского. В стихию танца Григоровичем вовлечены все, даже второстепенные участники спектакля: Огневушка-поскакушка, самоцветы, скоморохи, цыгане. А два массивных пласта Уральской и Цыганской рапсодий заключают в себе могучие обобщения народных плясок: буйство сил, молодечество и лирику в русском плясе и как бы полыхающие пламенем, завораживающие томностью — в цыганском.
В «Каменном цветке» раскрылся балетмейстерский талант Ю. Григоровича. Дебют выдвинул его в ряд выдающихся хореографов. Его талант обрел новые черты пластической фантазии, глубины и зрелости в последующих работах — «Легенде о любви», поставленной в Театре имени Кирова, и в «Щелкунчике», укрепившем его славу после премьеры в Большом театре.
Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год