Балетные спектакли Мариинского театра
1917—1967
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22
Параллельно с работой над новыми спектаклями уделялось, как обычно, внимание и наследию. В частности, в начале 60-х годов заметно вырос интерес к наследию Фокина. В Малом театре оперы и балета возобновили его балеты «Жар-птица» и «Петрушка», в Театре имени Кирова — «Карнавал» и «Египетские ночи». Тончайшее пластическое интонирование музыки Шумана в «Карнавале» — одно из чудес гения Фокина. Острые характеристики Флорестана, Арлекина, Панталоне; мечтательность «шопеновского» ноктюрна, запечатлевшего образ Киарины; страстный порыв Эстреллы и безвольная элегичность Эусебия, все это — на фоне неустанно снующих масок, в звонком, жизнерадостном гуле карнавала — дало возможность труппе ощутить особенность фокинского хореографического мышления.
«Карнавал» не шел на сцене Театра имени Кирова много лет. Из основной группы участников давней постановки никто уже не мог выйти на сцену. Речь шла только о передаче традиций, о сохранении фокинского «голоса». Это удалось достигнуть, потому что и здесь сказалась «эстафета традиций». Такие представители «живой истории», как Е. Люком. С. Бибер, О. Берг, Л. Тюнтина, М. Франгопуло, Б. Шавров, В. Фидлер, М. Михайлов и др., помогли молодому балетному поколению воссоздать одну из поэтичнейших глав фокинского наследия. В равной мере это относится и к «Египетским ночам», в которых особенно сильное впечатление оставила А. Шелест своей трактовкой роли Клеопатры.
Постоянно живущее в балетной труппе стремление откликаться на важнейшие события современности неоднократно находило выражение в ряде спектаклей. Именно этим обусловлено возникновение балета «Далекая планета», музыку к которому по сценарию К. Сергеева написал Б. Майзель.
Несомненно, на балетной сцене появится не один балет на «космическую тему», но первенство останется за «Далекой планетой». Авторы определили ее жанр как «музыкально-хореографическая поэма». К чести их следует указать, что они не поддались соблазнам, бытующим в популярной научно-фантастической литературе, и отказались от возможного увлекательного сюжета. Драматургия балета оперирует обобщенными образами: Человек, Земля, Планета, Солнечные лучи и т. д. Проникновение Человека в космос и на Далекую планету — акт, направленный на познание Вселенной. Луч, который человек приносит Земле,— луч аллегорический. Он осветит новые дали, расширит круг познания мира.
К работе над этим спектаклем кроме художника В. Доррера был привлечен режиссер кинодекораций Л. Менакер, создавший фантастические цветные проекции, ассоциирующиеся с неведомыми, далекими мирами.
Композитор Б. Майзель удачно использовал звучание электроинструментов, создавшее ощущение «нездешнего мира». В «Далекой планете» запомнилось исполнение ролей Планеты (Г. Комлева) и Ю. Соловьева (Человек).
Давняя дружба театра с литературой нашла свое выражение и в спектакле «Жемчужина». Композитор Надежда Симонян успешно дебютировала в балетном жанре, имея за плечами большой опыт в области киномузыки. Вряд ли стоит выяснять подлинность (или стилизацию?) музыкального материала, звучание которого должно породить ассоциации о латиноамериканской действительности. Эти ассоциации возникают постоянно и сообщают действию если не географически точную, то во всяком случае экзотическую атмосферу. В том же условно-экзотическом плане трактована хореография «Жемчужины» балетмейстером К. Боярским.
Наряду с реальными персонажами: Кино — ловец жемчуга, Хуана — его жена, доктор — скупщик,— в спектакле участвуют Жемчужина, Скорпион, Драгоценный камень, что расширяет и обогащает арсенал хореографических возможностей. В противном случае, если бы о жемчужине, скорпионе, драгоценном камне только «шла речь» как о предметах, неизбежно возникла бы самая архаическая пантомима. «Жемчужина» представлена исполнительски сильным коллективом: К. Федичева — Хуана, А. Осипенко — Жемчужина, Т. Легат — Скорпион, Г. Кекишева — Драгоценный камень, Ю. Соловьев — Кино. Спектаклю сопутствует ровный успех, чему, конечно, содействует его высокий исполнительский уровень.
Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год