Балетные спектакли Мариинского театра
1917—1967
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22
Стремление к большим серьезным темам, к трудным, новаторским по содержанию ролям, к насыщенной атмосфере драматического, трагедийного действия характерно для репертуара балетной труппы Театра имени Кирова. Этим и объясняется перенесение на его сцену спектакля «Отелло», поставленного В. Чабукиани первоначально в Тбилиси. В Чабукиани в полном смысле слова — душа балета «Отелло»: он автор редкого по драматургическому таланту либретто, он постановщик, он — актер, чье имя достойно быть внесенным в списки прославленных исполнителей роли венецианского мавра.
В тбилисском Театре имени Палиашвили «Отелло» идет с неизменным успехом уже около десяти лет. Таким же успехом сопровождались гастрольные спектакли в Москве и за рубежом. В чем причина равнодушного приема в Ленинграде «Отелло» — балета с талантливой музыкой А. Мачавариани, с превосходной сценарной драматургией, интересными балетмейстерскими и режиссерскими находками, наконец, ролями, по-шекспировски богатыми содержанием, темпераментом, патетикой? «Отелло» не удержался в репертуаре Театра имени Кирова, хотя заглавную роль играли такие интересные актеры, как Б. Брегвадзе, А. Макаров, С. Кузнецов; И. Зубковская задорно и звонко танцевала роль Бианки, украшая своими танцами веселые и буйные пирушки на Кипре; Н. Ястребова в хорошей танцевальной форме трактовала роль Эмилии и т. д. и т. д.
Причина, видимо, заключалась в том, что тбилисский спектакль годами вынашивался, репетировался Вахтангом Чабукиани; что он вкладывал всего себя в каждую деталь хореографии; что весь спектакль шел на той эмоционально-повышенной интонации, которая типична для театральной культуры Грузии и так перекликается с атмосферой шекспировской трагедии. Ленинградский же спектакль готовился в спешке, без повседневного участия постановщика, включившегося в работу только в последний, «предпремьерный» период. Из ожидавшегося праздника он стал будничной, проходной работой.
Зато следующая постановка — Седьмая симфония Шостаковича стала одной из волнующих глав творческой летописи музыкального театра. В истории музыки не много произведений, которые выражают волю, пафос, свободолюбие народа, ненависть к врагу с такой художественной неотразимостью, какая заключена в «Ленинградской симфонии» Шостаковича. Она стала символом антифашистского движения во всем мире. Обращаясь к Седьмой симфонии, И. Бельский знал, что за ней укоренилось название «Рожденная бурей», что в своей вдохновенной статье Емельян Ярославский назвал ее «Симфонией всепобеждающего мужества». Именно это определение ближе всего подходит к спектаклю, созданному Бельским. Балетмейстер начисто отказался от прозаической пантомимы в этом, казалось бы, в большей части «нетанцевальном» сюжете. Он нашел сквозные танцевальные решения, подчинив всю пластическую часть велениям музыки. В спектакле нет кордебалета, то есть неиндивидуализированных персонажей. Каждый из участников балета заслуживает упоминания. Но ограничимся только одной парой: героиней и героем — К. Федичевой и О. Соколовым. Они запомнились как символы светлой, сильной, поэтичной и суровой юности, не знающей ничего более дорогого, более священного, чем служение великим идеалам, служение Родине.
Балетмейстер трактует фашистских варваров движениями, жестами, напоминающими повадки сытого, отупевшего от крови зверья, так же тупо подчиняющегося своим вожакам, как зверь хлысту укротителя. Он избегает какого бы то ни было гротеска, осмеяния врага. В сценах боя враг показан сильным, страшным. Такого нелегко одолеть. И все-таки он побежден, потому что Человек всегда победит зверя. Таков закон истории мира, истории человечества.
Поставленная весной 1961 года Симфония отметила 20-летие начала Великой Отечественной войны. С тех пор успех сопровождает каждый спектакль «Ленинградской симфонии», где бы он ни проходил — у нас или за рубежом. Так велика сила воздействия произведения, глубокое содержание которого заключено в совершенную художественную форму.
Нужно ли подчеркивать, какое огромное значение для роста хореографической, общехудожественной и общей культуры балетной труппы имела работа над такими произведениями, как «Хореографические миниатюры», «Маскарад», «Ленинградская симфония».
Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год