На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Балетные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

Начало 60-х годов было особенно плодотворным в области создания спектаклей монументального жанра, совершенно различных по балетмейстерскому почерку, исполнительской манере, литературным связям. За два года созданы «Маскарад», «Отелло», «Ленинградская симфония», «Легенда о любви», «Клоп». Пожалуй, такого обилия спектаклей не было много лет.

В последние дни 1960 года вышел на сцену балет Л. Лагутина «Маскарад», поставленный Б. Фенстером по им же созданному сценарию. Это была вторая работа Б. Фенстера в Театре имени Кирова (первая — «Тарас Бульба») — его лебединая песня: он умер на сцене театра в вечер премьеры, прошедшей с большим успехом. Убежденный последователь реалистического направления в балетном искусстве, смело обращавшийся к балетам, связанным с литературной классикой («Ашик-Кериб», «Мнимый жених», «Тарас Бульба», «Том Сойер»), постановщик одного из первых эстонских балетов «Тийна» — Б. Фенстер принадлежал к числу балетмейстеров, добивавшихся «выразительного произношения» хореографических речитативов, то есть пантомимы. Ей он уделял особое внимание, поэтому его постановки, в том числе и «Юность» (по роману «Как закалялась сталь») могут быть причислены к жанру «драмбалета». Вместе с тем Б. Фенстер обращал большое внимание на выявление душевных состояний героев своих балетов через танец, в хореографической трактовке которого он пользовался выразительными средствами характерного танца не меньше, чем классического.

В «Маскараде» Фенстер в третий раз встретился с произведением Лермонтова (в его постановке увидели свет рампы «Ашик-Кериб» и «Бэла»).

Возможно, потому он отнесся с такой строгостью к драматургической канве балета и заново сочинил либретто, исходя из своего понимания идеи, фабулы и структуры драмы Лермонтова. Он раздвинул сюжетные рамки и ввел несколько картин, рассказывающих о жизни Арбенина до встречи с Ниной. Картины эти образуют пролог, общая тема которого — душевная опустошенность Арбенина. Один из важных эпизодов пролога — встреча Арбенина с Неизвестным за карточным столом. Волна азарта; упорное невезение Неизвестного, проигрыш «дотла»; отчаянье, мольбы о пощаде; холодное равнодушие Арбенина; ненависть Неизвестного и клятва мести. Так дана сложная экспозиция Арбенина, Неизвестного и показана история ненависти. Дальнейшее течение сюжета развивается в рамках, обусловленных драмой Лермонтова. В спектакле большие сцены и отдельные эпизоды разработаны с тонким ощущением психологической правды. Романтическая буря чувств постоянно бушует в душе Арбенина и Нины, начиная с первой встречи, с первого взгляда, которым обменялись герои лермонтовской драмы.

Путь к Арбенину вел К. Сергеева не через образы сказочных принцев, не через роль Альбера в «Жизели», а через героев, наделенных сложным душевным миром — через Люсьена в «Утраченных иллюзиях», Евгения в «Медном всаднике», Ленни в балете «Тропою грома». В балете еще более значительной, чем в драме, оказалась роль баронессы Штраль, скрытой пружины интриги, приведшей Нину и Арбенина к гибели. Ее образ запечатлела Н. Дудинская в танце, который следует назвать совершенным по тонкости и богатству оттенков, целой гамме психологических состояний.

Подлинное раскрытие поразительно цельного, обаятельного и трагического образа Нины выпало на долю Н. Петровой. В романтической тональности вели роль Звездича Б. Брегвадзе и С. Кузнецов, а также остальные участники лермонтовского балета.

Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →